Машинист поезда управляет пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Он ведет поезд, точно следуя инструкциям и предписаниям. Каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки. Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д.
Профессия машиниста строго мужская, потому что требует больших физических и психических затрат. Каждый рабочий день машиниста начинается с прохождения медосмотра.
Сколько получает, тыс. руб. | |
---|---|
Москва
|
80
|
Санкт-Петербург
|
55
|
Волгоград
|
31
|
Нижний Новгород
|
24
|
К преимуществам профессии стоит отнести романтику и новые впечатления. Каждый человек любит бывать в ранее неизвестных для него местах. Рассматриваемая профессия это позволяет. Высокая и стабильная заработная плата. За безаварийную работу машинистам платят достаточно внушительные по своим размерам премии, что для многих будет приятным сюрпризом. Еще одно неоспоримое преимущество – это удовольствие от самого управления тяжелой и столь важной техникой.
Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, сигналы семафоров, показания приборов в кабине требуют постоянного напряженного внимания. Вред здоровью машиниста электропоезда наносят электромагнитные излучения и вибрации, пыльный воздух.
Работа машиниста является сменной. Смены могут приходиться как на дневное и ночное время, так и на праздники и выходные.
Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге. Работа, связанная с обеспечением безопасности, требует от машиниста постоянного внимания. Машинист должен иметь крепкое здоровье, хорошую зрительную память, правильно определять расстояния и быстро реагировать в сложных ситуациях.
Необходимо иметь уравновешенный характер, самообладание, хорошую реакцию, умение сосредоточиться на поставленной задаче. Работа с большим механизмом связана с риском получения травм и даже гибели людей, отвечающих за управление или находящихся в управляемом транспорте. Высокий уровень осторожности, соблюдение всех требований безопасности обязательны для человека, от которого зависит здоровье и жизнь большого количества людей. Для того чтобы, несмотря на все трудности профессии, она приносила еще и удовольствие, человек, управляющий поездом, должен быть своего рода романтиком. Управление любым мощным механизмом дает мужчине ощущение собственной значимости, поэтому даже такие сложные во всех отношениях профессии всегда находят желающих ими овладеть.
Обновление подвижного состава качественно улучшает условия труда машиниста. Но и требования к кандидатам становятся похожи на требования к пилотам.
Машинист поезда осуществляет деятельность в замкнутой кабине локомотива. Во время краткосрочных остановок машинист практически не отдыхает, поскольку все время занят подготовкой поезда к движению. И на железной дороге, и в метрополитене для машинистов созданы специальные комнаты отдыха, где можно отдохнуть после смены, во время ожидания обратной поездки или по прибытию в депо в ночное время. Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами, диспетчерской службой. Обычно профессиональное общение происходит с помощью технических средств связи или условных сигналов.
Работа машиниста в метро проходит при искусственном освещении, за смену машинист видит людей только в заднее зеркало своей кабины, что психологически тяжело.
Профессию можно освоить в следующих учебных заведениях:
Колледж железнодорожного и городского транспорта г. Москва; Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта; Краснодарский машиностроительный колледж; Уральский железнодорожный техникум г. Екатеринбург.
Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста.
Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и прочие предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.
Профессия машиниста локомотива является востребованной и хорошо оплачиваемой. Но в начале карьеры в обязательном порядке нужно побывать помощником машиниста. Кандидаты в машинисты прикрепляются на определенный срок к опытному машинисту поезда. По окончании испытательного срока сдается экзамен на права машиниста.
По мере накопления опыта и совершенствования профессиональных качеств машинист может дорасти до начальника поездной бригады или перейти на более высокотехнологичный поезд, например, «Сапсан».
Дальнейший карьерный рост предполагает получение высшего образования по специальностям, связанным с эксплуатацией, обслуживанием или проектированием транспортных средств. Возможен и управленческий путь развития карьеры. В этом случае будет полезно получить образование по направлению «Менеджмент».